gototopgototop

Главное меню

Анонс

Главная Описание Акустика Focal-JMlab Micro Utopia

Акустика Focal-JMlab Micro Utopia

Что объединяет "Утопию" знаменитого английского гуманиста XVI века и одноименное творение французских мастеров? Недостижимость совершенства общественного устройства по Мору и звукового изображении по Маулю?.. Быть может, называя серию акустических систем именем Utopia, разработчики имели в виду буквальный перевод этого слова с греческого ("место, которого нет"), намекая на способность акустики "растворяться" в созидаемом ей звуковом образе.

 

Акустическая система Focal-JMlab Micro Utopia.

 

Игру прозрачных ассоциаций усложняет занятная иерархическая стратификация линейки. И если от словосочетания "Великая Утопия" веет прохладой неприступного Абсолюта, то приземленное и даже ироничность имени "Микроутопия" очень располагает к знакомству с его обладательницей - младшей, родившейся совсем недавно представительницей уникальной серии.

Вначале 1980 года во французском городе Сэнт-Этьенн, что в междуречье Роны и Луары, тихо родилась новая компания. Ее персонал состоял тогда всего из двух сотрудников, имя одного из которых теперь хорошо знакомо каждому цивилизованному аудиофилу - Жак Мауль, нынешний президент, интеллектуальный лидер и идейный вдохновитель побед знаменитой Focal-JMlab. С самого начала деятельность фирмы развивалась по двум генеральным направлениям: разработка и создание комплектующих для строительства акустических систем и производство, так сказать, полностью готовых к употреблению цельных акустических форм.

Акустика Focal-JMlab Micro UtopiaИз имен соответствующих подразделений (Focal - компоненты, JMlab - акустика) и сшито общее название фирмы. Заметим, что технологии изготовления каждого элемента акустической системы изначально ориентированы на создание систем самого высокого класса. Первое же творение JMlab - малогабаритная акустическая система DB 13 - обеспечила компании высокую репутацию и показала, что характерной чертой фирменного подхода является смелое новаторство в решении традиционных задач аудиотехники, что, в свою очередь, лишний раз свидетельствует о высоком уровне квалификации и профессионального мастерства французских разработчиков.

Логика развития компании неумолимо требовала постановки экстремальных задач. И уже в середине 1980-х начаты работы над проектом совершенной акустической системы - фирма сделала первые шаги в восхождении на свой аудиофильский Эверест. Ничто не имело значения - ни время, ни деньги, ни условности, связанные с габаритами помещений. Величие цели оправдывает все...

В 1995 году на ежегодной выставке в Лос-Анджелесе на суд общественности был представлен уникальный шедевр французских мастеров - великолепная акустическая система Focal-JMlab Grand Utopia - трехполосная с пятью драйверами, 380-мм основной басовик которой оформлен 250-литровым объемом; при росте 1750 мм ее вес составляет 186 кг. Пройдя горнило восторженных аттестаций аудиопрессы, система заняла почетное место на акустическом Олимпе. Ясно, что компания не собиралась замораживать огромный объем интеллектуальных и материальных инвестиций в гордом, доступном лишь очень немногим творении (стоимость пары "Грандов" у нас - почти $52000), которое смело можно применять для озвучивания парижского Grand Opera.

Началась постепенная адаптация супертехнологий к требованиям объективной аудиофильской реальности. Из разреженной атмосферы гималайского высокогорья взор был обращен на хребты и глубже - в теплые, зеленые, кипящие жизнью ущелья и долины массового спроса. Успешно прошел первый этап акклиматизации, давший дольнему миру просто Utopia, Mezzo Utopia, Mini Utopia и Sub Utopia.

Последний же год XX века ознаменован развитием серии в область театральных приложений - появились: акустика центрального канала - Center Utopia, биполярная система тыловых каналов - Side Utopia, вариант Mini Utopia для настенного монтажа - Mini Utopia IW (также для использования в театральном тылу), новый сабвуфер - Sub Utopia II. И, судя по всему, завершилось начатое сверху формирование классической иерархии - вакантную до сих пор нишу заняла компактная двухполосная акустика Focal-JMlab Micro Utopia.

В миниатюрной, по сравнению с флагманом, системе по существу воплощены все основные аспекты идеологии ее великого прототипа, спроецированные на особенности звукового строительства в небольших пространствах. Учитывая это обстоятельство, можно рассудить, что та часть качества звука "Гранда", которая принципиально доступна в небольшом помещении, должна обеспечиваться "микрошкой". Не все безупречно в таком рассуждении, но в целом звучит убедительно.

Поступательное движение вниз от флагмана сопровождается, главным образом, одновременным ослаблением низкочастотного потенциала и энергетических возможностей систем. Правда, при переходе от двухполосной "Mini" к двухполосной же "Micro" нижняя граница диапазона не меняется, уменьшается лишь энергетический ресурс: если в первой среднюю и нижнюю части диапазона обслуживает пара 165-драйверов (расположенных строго симметрично относительно ВЧ-головки - "d'Appolito"), то у последней всего один средненизкочастотный отсек с такой же 165-мм головкой.

Твитер как и у всех "Утопий" - в независимом блоке. Обратим внимание, что кроссовер у "Micro" круче, хотя частота раздела та же, что и у "Mini". Два щелевых фазоинверторных порта - сверху и снизу высокочастотного отсека. Надо думать, что двойные стенки оформления (общая толщина - 55 мм!), как у всех систем серии, изнутри проложены свинцовыми пластинами - корпус глух и нем, как бесчувственный вакуум. Красота кажется естественным продолжением акустических достоинств корпуса: лицевая, верхняя и тыльная панели покрыты черным рояльным лаком; боковые накладки - шпоном из натурального африканского анигра; на фасаде высокочастотного блока - накладка из натурального же бразильского тоари.

Акустическая система Focal-JMlab Micro UtopiaРазумеется, такая инкрустация дорогого стоит. Когда колонки безмолвствуют, лицевую панель можно прикрыть оригинальными "ставенками" из тоари. Специальные, стилистически однородные дизайну акустических систем подставки PMU заполнены песком. Видимо, все же наиболее ценным достоянием всех "Утопий", обеспечивающим львиную долю их успеха, являются динамические головки. 19-мм звуковая катушка высокочастотного "мотора" движется в поле мощной и одновременно весьма компактной (50 мм) неодимовой магнитной системы с полюсными наконечниками из уникального сплава Telar 57.

Вогнутая титановая мембрана твитера покрыта тончайшей пленкой из двуокиси титана - для демпфирования изгиба и повышения частоты (первого) изгибного резонанса, а, стало быть, для расширения частотного диапазона. Мембраны СЧ- и НЧ-драйверов во всех системах серии изготавливаются по фирменной технологии "W": два стекловолоконных слоя с прослойкой из сверхплотного вспененного полимера, используемого в авиастроении. 165-мм головка акустической системы Focal-JMlab Micro Utopia работает на 100-мм магните, а ее 40-мм катушка намотана плоским проводом.

Заметим, что для фазового согласования излучений ВЧ- и НС/СЧ-драйверов ось последнего слегка отклонена вверх - идеология, реализованная также во всех "Утопиях". Нельзя обойти молчанием удобные, гарантирующие безупречный контакт цанговые зажимы на золоченых клеммах. Думаю, многие согласятся, что в звуке лучших представителей как дорогой, так и "бюджетной" продукции JMlab в большей или меньшей степени присутствует некий гипнотический шарм, эффективно действующий практически на любого слушателя - от матерого аудиофила до начинающего меломана.

Удивительный факт, надо сказать. Нередко среди множества объективно вполне равноправной акустики субъективное предпочтение отдается системам от JMlab. Загадка природы. Слушая акустическую систему Focal-JMlab Micro Utopia, сразу попадаешь под действие обезоруживающих чар этого шарма. Ее звук будто пронизан парализующим дух критицизма составом. Завораживая кропотливой отделкой образа пространства, она легко нейтрализует физическую реальность комнаты прослушивания, заставляя поверить в фантастическую реальность ее иллюзиона. Истинного меломана освобождает от лишних предрассудков, всегда довлеющих над слушателем, избалованным живым звуком.

Живописно, подробно, прозрачно и вместе с тем весомо, не по полочному масштабно представляет система самый сложный музыкальный материал. Можно согласиться с мнением, что притягательность звука наиболее удачных моделей французской компании многим обязана эффектной подаче среднего аспекта вообще и нижней середины в особенности. Все здесь у акустики Focal-JMlab Micro Utopia приличествует достоинству столь высокого сословия: способность без деформации вмещать крупные звуковые массивы, хорошее динамическое и тональное разрешение, превосходно организованная связка с верхним басом.

Но представляется, что все же наилучшим местом в спектральном пространстве образа, творимом "Микро", являются области высоких частот. Редкая "натурализация" звучания как инструментов, так и вокала достигается во многом благодаря именно исключительному качеству изображения высокочастотного аспекта. Очень немногие системы эквивалентного класса способны здесь на равных конкурировать с акустическими колонками Focal-JMlab Micro Utopia. И при высоких, и при низких уровнях громкости как на переполненных высокочастотной энергией фрагментах, так и при ее фоновой концентрации система дает точнейшую градуировку динамических нюансов. До дна "просматривается" вся толща динамического слоя.

Мера частотного разрешения наверху позволяет прояснить фактуру плотного хорового массива. Система использует выверенные, кажется, единственно возможные пропорции высокочастотных тональных масс - ничего не отнять, не прибавить. Вы не испытываете ни тени дискомфорта, элементы которого, для тех кому не понаслышке знакомо состояние посетителя живого концерта, присутствуют в звуке и самой знатной системы. Бесспорно, эйфория от высоких частот была бы невозможна без их совершенного согласия со среднечастотной основой.

Некоторая низкочастотная недосказанность, слегка упрощающая, но далеко не выхолащивающая симфонический образ, конечно, имеет место. Но это, как мы договорились, разумная плата за возможность слушать элитный звук в небольшом помещении. Освещенная часть низкочастотного аспекта живым теплом хорошо прогревает образ, и ее достаточно для убедительного ощущения масштаба даже и вполне "серьезного" события. Чтобы сберечь достоинства середины, не следует перегружать систему чрезмерно высокими уровнями сигнала, но к ним, по условию, нам ведь прибегать и не придется.

Двухполосный минимализм акустической системы Focal-JMlab Micro Utopia в сочетании с радикально высоким качеством каждого элемента конструкции позволяет создать роскошную, свежую звуковую атмосферу в неблагоприятных условиях малых помещений. Относительно музыкального материала система вполне универсальна.